10 ноября 2016г. в Комитете ГД по энергетике состоялся «круглый стол» на тему: «О реформе теплоснабжения в Российской Федерации»
10 ноября 2016г. Комитет по энергетике провел круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», разработанного Минэнерго России.
Законопроект стоит в списке приоритетов работы Комитета на осеннюю сессию. Суть его в совершенствовании целевой модели функционирования отрасли централизованного теплоснабжения, ценообразования в ней, а также управления и контроля.
Председатель Комитета Павел Завальный, открывая мероприятие, подчеркнул особую роль теплоснабжения для нормального функционирования экономики страны, жизни и деятельности населения в наших климатических условиях.
Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. На нужды тепловой электроэнергетики и теплоснабжения ежегодно тратится более половины всего объёма топлива, расходуемого в стране. К сожалению, сегодня эта сфера – одна из самых инвестиционно непривлекательных, слабо модернизированных и энергетически неэффективных. Тарифы на тепло и электроэнергию систематически растут, а качество и надежность теплоснабжения оставляют желать лучшего. Функции госрегулирования и управления развитием теплоэнергетики и теплоснабжения распределены между большим количеством органов исполнительной власти разных уровней. Высокая социальная ответственность деятельности в сфере теплоснабжения и отсутствие гарантий устойчивости бизнеса в этой отрасли отпугивают от нее стратегических инвесторов. Отрасль, безусловно, нуждается в серьезной трансформации, повышении эффективности управления и оптимизации ценообразования. Однако, проводить ее нужно чрезвычайно аккуратно, учитывая важность устойчивого теплоснабжения с точки зрения энергетической безопасности и обеспечения социальной стабильности в стране. Необходимо не только выявить все плюсы предлагаемых Правительством изменений, но и взвесить все риски.
Концепцию законопроекта представил заместитель Министра энергетики Вячеслав Кравченко. Он обратил внимание участников круглого стола на сложную ситуацию в отрасли. Сегодня средняя загрузка ТЭЦ в стране составляет 30%. Совместная выработка тепла и электроэнергии в последние годы снизилась с 34 до 28%, малые котельные, будучи экономически менее эффективными, тем не менее, вытесняют крупную генерацию. Износ оборудования в отрасли приближается к 70%. Потери тепловой энергии в сетях в три раза выше, чем в сопоставимой по климату Финляндии.
Разработанный Минэнерго законопроект направлен на совершенствование всей системы взаимоотношений в теплоснабжении, модели ценообразования в ней, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, увеличение доли выработки тепла на ТЭЦ в режиме комбинированной выработки и, в конечном итоге, на развитие и модернизацию всей системы централизованного теплоснабжения в стране.
Все изменения будут проходить в соответствии с целевой моделью рынка тепловой энергии. Её суть в том, что определяемая в каждом поселении или районе, где есть централизованное теплоснабжение, единая теплоснабжающая организация (ЕТО) станет единым центром ответственности в системе теплоснабжения. Именно она в конкретной ценовой зоне будет отвечать за его надёжность и качество услуг в соответствии с федеральными требованиями, контролировать состояние сетей, формировать планы развития и инвестиционные программы. Вместо государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. Он будет определяться для каждой ценовой зоны, исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения, а не от затрат или нормы прибыли. Контролировать поставщиков тепла, включая их инвестиционные планы, будут муниципалитеты.
Как отметил Вячеслав Кравченко, аналогичная целевая модель хорошо зарекомендовала себя в странах, где есть централизованное теплоснабжение, например, в Северной Европе. Переход к ней должен увеличить приток инвестиций в теплоснабжение, его модернизации, добиться снижения технологических потерь и, в конечном итоге, повышения надежности и эффективности, в том числе, экономической, систем теплоснабжения.
Концепцию законопроекта поддержали выступавшие на мероприятии представители ФАС, Минэкономразвития, Минстроя, ряда энергетических компаний и регионов.
Однако не все представители энергокомпаний, регионов и теплоснабжающих организаций были столь однозначно оптимистичны в оценках. По их мнению, существует ряд рисков. Связаны они и с определенными «уязвимыми местами» ценообразования по методу альтернативной котельной, и с тем, насколько квалифицированно, объективно и непредвзято будет выполнять свои расширенные функции ЕТО.
Предлагаемая вертикаль управления теплоснабжением, решая вопрос «одного окна» для потребителя, повышает монополизацию теплоснабжения на территории городов и поселений в ценовых зонах. Это может административно подавлять конкуренцию и не привести к разумной оптимизации и повышению эффективности работы отрасли.
Законопроект ослабляет роль муниципалитетов в управлении теплоснабжением, одна в целом все ответственность, прежде всего, социальная, за его безопасность и надежность по-прежнему лежит на них.
В предлагаемом законопроекте не формализованы реальные механизмы выполнения положения о приоритете комбинированного производства электрической и тепловой энергии, ради чего, собственно говоря, и принимались решения о разработке новой целевой модели рынка тепла.
Есть опасность существенного повышения цен на тепловую энергию для потребителей, поскольку данный метод в качестве своего рода планки для расчетов берет затраты на создание новой современной системы теплоснабжения.
Имеется риск недофинансирования независимых теплоснабжающих организаций при установлении им ЕТО заниженного тарифа, не покрывающего их затраты и без учета средств на техническую модернизацию. Как следствие, есть опасность банкротств ТСО и снижения надежности теплоснабжения.
Существует риск усиления тренда на уход существующих потребителей от ТЭЦ и неподключение новых, снижения мотивации к развитию ТЭЦ у муниципалитетов. Повышение тарифа до уровня «альтернативной котельной» будет стимулировать рынок строительства локальных котельных. Как следствие, есть риск увеличения числа убыточных ТЭЦ, остающихся в эксплуатации как «вынужденная генерация» с компенсацией убытков потребителями электроэнергии региона.
Важно, чтобы предлагаемая модель учитывала заключенные ранее концессионные соглашения и условия аренды имущества.
Павел Завальный выразил готовность учесть замечания как в рекомендациях Комитета по итогам круглого стола, так и при подготовке законопроекта ко второму чтению. В связи с этим Комитет по энергетике создаст рабочую группу, в которую войдут депутаты и представители заинтересованных сторон. При этом Комитет планирует подготовить законопроект к рассмотрению в первом чтении в декабре этого года.